Организаторами и партнерами мероприятий выступили: Совет деловых клубов землячеств при поддержке Московской торгово – промышленной палаты, ГАУ «Деловой и культурный центр республики Крым», Рабочая группа по судоремонту Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ, Международный центр поддержки и развития предприятий промышленности.
I день Бизнес – поездки начался с Круглого стола на тему: «О перспективах развития судостроительного кластера в Республике Крым. Межрегиональное взаимодействие» на площадке «Дом предпринимателя», г. Симферополь.
Круглый стол открыл Руководитель оргкомитета бизнес – поездки Олег Московский.
«Судостроение и судоремонт для Крыма является одним из приоритетных направлений промышленности региона, соответственно развитие промышленного туризма на предприятиях отрасли является важным направлением привлечения внимания специалистов, экспертов из регионов РФ для выработки рекомендаций по новым возможностям использования мощностей предприятий, возможно привлечение предприятий МСП из регионов РФ и создание реестра добросовестных поставщиков для включения в кооперационные цепочки ключевых предприятий – участников судостроительного кластера Крыма», - отметил Олег Московский во вступительном слове.
С приветственным словом к участникам обратился Александр Ткаченко, Заместитель министра экономического развития Республики Крым и Денис Малтабар, Заместитель начальника управления – заведующий отделом развития гражданских отраслей промышленности управления развития промышленного комплекса, рассмотрев перспективы работы территориальных производственных и судоремонтных кластеров в Крыму и Краснодарском крае, их межрегиональное взаимодействие, а также ряда мероприятий по созданию условий для повышения конкурентоспособности судоремонтных кластеров, в том числе по мерам государственной поддержки предприятий кластеров (государственным преференциям, дотациям и т.д.).
«Развитие кластерной поддержки является одним из ведущих направлений нашей деятельности. Так, на базе Фонда поддержки предпринимательства Крыма существует Центр кластерного развития, центр оказывает услуги по созданию кластерных проектов, занимается их продвижением, а также обучением», – сообщил Директор Фонда поддержки предпринимательства Крыма Владислав Ганжара.
Руководитель Рабочей группы по судоремонту Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ Роман Паршин рассказал о стратегическом планировании судоремонта в РФ. «Сегодня в России действует около 50 крупных предприятий, способных осуществлять судоремонт и техническое сервисное обслуживание судов (большинство из них входит в состав корпорации «ОСК»), а также более 100 малых и средних предприятий, занимающихся данным видом деятельности.
Однако, следует отметить, что роль отечественного судоремонта в обеспечении социально-экономического развития и национальной безопасности страны в последние годы продолжает увеличиваться в связи с санкционной нагрузкой, падением курса рубля.
Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2019 г. (№2553-р) утверждена Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, в которой ставится задача по удвоению количества новых и обновленных судоремонтных мощностей, увеличению объема судоремонта в 2 раза. Планируется, что объем работ судоремонта на судоремонтных предприятиях возрастет с 72 млрд. рублей в 2019 г. до 144 млрд. рублей в 2035 г.
Также хочу подчеркнуть, что целью реализации Стратегии является «обеспечение создания современной продукции судостроения за счет достижения к 2035 году 80 процентов загрузки основных производственных фондов организаций отрасли, увеличения в 2,2 раза объема производства при одновременном росте в 2 раза производительности труда и повышения доли стоимости отечественной продукции в стоимости конечной гражданской продукции до 75 процентов». Кроме этого, в Стратегию включен ряд мероприятий по решению задач в области судоремонта и судового комплектующему оборудованию. Особое внимание в Стратегии уделено системности и сбалансированности развития судоремонта в соотношении с другими отраслями морской деятельности.»
Представитель Центра кластерного развития Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства Александр Бакин выступил с презентацией «О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». Центр кластерного развития - это структура Фонда поддержки предпринимательства, созданная для реализации кластерной политики в регионе и обеспечивающая деятельность участников территориальных кластеров. ЦКР предоставляет услуги по созданию и расширению производств, продвижение товаров и услуг, обучение. На данный момент 333 товара (услуги) сертифицировано при содействии ЦКР в 2020г. и выведено 95 новых товаров на рынок субъектами МСП.
Далее состоялась серия выступлений презентаций производственных предприятия из регионов России и обмен мнениями о проблемах развития судоремонта и судостроения в Республике Крым, таких предприятий как АО "Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы", ГУП РК "Феодосийский судомеханический завод", ООО «Красноперекопский трубный завод», АО «ЗАВОД "ФИОЛЕНТ», ГУП РК «Черноморнефтегаз», ООО «Русспецкоут» и др.
Следующим этапом стало посещение АО «Завод «Фиолент», одного из ведущих приборостроительных предприятий, работающих в рамках государственного оборонного заказа Российской Федерации, флагман Крымской промышленности. Более 40 лет АО «ЗАВОД «ФИОЛЕНТ» занимается автоматизацией корабельных (судовых) технических средств, проектирует и производит системы и элементы автоматизированного управления для водоизмещающих кораблей и судов, кораблей на воздушной подушке, яхт, доков, морских буровых платформ. В рамках посещения завода состоялось общение представителей делегации с руководством предприятия и проведена ознакомительная экскурсия по производственным площадкам предприятия.
II день Бизнес – поездки – г.Севастополь, начался c посещения Севастопольской компании ООО «АВАЛ» (ООО «РЕМКОР»). Стивидорная компания АВАЛ основана в 2015 году. Главный офис компании расположен в Москве, перевалочные мощности предприятия размещены в акватории незамерзающей глубоководной Севастопольской бухты на юго-западе Крымского полуострова. Инфраструктуру предприятия образуют четыре причала, зерновой терминал, открытые и закрытые склады, оснащенные портовыми сооружениями и объектами, автомобильными и железнодорожными подъездными путями, крановым оборудованием и перегрузочной техникой, ремонтные цеха. Глубины у причалов и технические средства позволяют принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 120 000 тонн.
Мероприятия в г. Севастополь продолжились проведением Заседания «Перспективы развития судоремонта в г. Севастополь» на площадке ООО «ЗАВОД МОЛОТ-МЕХАНИКА». В заседании приняли участие представители ЗАО «МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА», ООО СБ «Марине», БОУ «Севастопольский судостроительный колледж», ООО «СЕВМОРМАШ-2М», Российская судостроительная компания «Попилов Яхтс» и представители судоремонтных и сервисных компаний, производители судового комплектующего оборудования.
Руководитель оргкомитета бизнес – поездки Олег Московский, представил делегацию участников из шести регионов РФ и сообщил о возможностях межрегионального взаимодействия на площадке МТПП для обмена экспертными мнениями, решениями с привлечением участников технопарков Москвы и регионов РФ.
Директор филиала «Севастопольский морской завод АО ЦС «Звездочка», Председатель Севастопольского РО «Союз Машиностроителей России» Владимир Баженов рассказал о деятельности предприятия в сегменте судоремонта, о находящихся на этапе достройки плавучих кранах, обозначил проблемные места отрасли и внес предложения, направленные на развитие современной судоремонтной базы в РФ, отметил ряд мероприятий, реализация которых будет способствовать возврату российских судовладельцев на российские верфи для проведения ремонта судов.
Член Научно-экспертного совета (НЭС) Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, Руководитель группы судоремонта НЭС Роман Паршин рассказал о стратегическом планировании судоремонта в РФ, целях и задачах созданной при Научно-экспертном совете в 2020 году Рабочей группе, которая занимается подготовкой предложений по реализации Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года в части развития и совершенствования деятельности судоремонта в РФ, сервисного обслуживания и судового комплектующего оборудования. Рассказал о предложениях, в том числе предлагаемых группой внесении изменений и дополнений в основные документы, определяющие стратегическое планирование в области морской деятельности, включая Морскую доктрину, проект ФЗ «О государственном управлении морской деятельностью РФ» и госпрограммы по развитию судостроения, судоремонта и сервисного обслуживания судов.
Представители отечественных компаний производителей судового комплектующего оборудования ознакомили с перечнем и характеристиками выпускаемого ими оборудования, обменялись контактами и наметили первые шаги совместного сотрудничества.
Во второй половине дня участники посетили филиал «Севастопольский морской завод АО ЦС «Звездочка», одно из крупнейших предприятий судоремонта и судостроения. Территориально завод располагается на двух площадках: основной - «Южной» и «Инкерман» общей площадью 53 гектара. Наличие двух сухих доков, специализированных цехов по ремонту корпуса, изготовлению корпусных конструкций, судового оборудования, систем и трубопроводов, создает условия для выполнения ремонта, докования, переоборудования и модернизации кораблей и судов различного класса и назначения. Сухие доки позволяют производить доковый ремонт кораблей и судов длиной до 165 и 145 метров соответственно, шириной до 22 метров, осадкой до 9 метров и дедвейдом до 18 тыс.тонн. Ремонт у достроечных набережных позволяет ставить корабли и суда длиной до 300м и дедвейдом до 150 тыс.тонн. За более чем двухвековой период «Севастопольский морской завод» построил свыше 500 и отремонтировал более 5000 кораблей и судов. В настоящее время по восстановлению, модернизации и развитию предприятия разрабатывается Федеральная Целевая Программа.
По итогам деловых мероприятий программы выработаны следующие инициативы (резолюция):
Отмечено:
1. Основная проблема судоремонтной отрасли на территории Республики Крым и г.Севастополь является малая загруженность заказами, включая государственные заказы, предприятий отрасли.
2. Нехватка профессиональных кадров в отрасли, в частности сертифицированных судовых сварщиков и корпусников.
3. Несовершенство законодательства (223-ФЗ, 44-ФЗ) в части невозможности корректировки суммы заключенного контракта (договора) и объема необходимых судоремонтных работ после начала работ и проведении дефектации.
4. Отсутствие поддержки и преференций в отрасли судоремонта со стороны государства.
5. Отсутствие необходимого количества доков, мощностей и инфраструктуры.
6. Необходимость создания Технического регламента и методических указаний в области судоремонта.
7. Отсутствие стимулирования отечественных судовладельцев, со стороны государства, к проведению ремонта судов на отечественных судоремонтных предприятиях.
8. Высокая стоимость судоремонта. Невозможность применения налоговой ставки НДС 0% в судоремонте.
9. Ориентация судоремонтных предприятий, входящих в АО «ОСК», на гособоронзаказ.
Решение:
1. Учесть замечания и предложения участников круглого стола.
2. Согласно рекомендаций Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, в целях целесообразности налаживании межрегионального сотрудничества между Республикой Крым и Краснодарским краем по развитию судоремонтного комплекса на территории Республики Крым и г.Севастополь, Паршину Р.В. (до 01.08.2021 г.) подготовить предложение по реализации межрегионального сотрудничества («дорожную карту»). Направить предложения Главе Республики Крым, Главе г.Севастополь.
3. Рекомендовать Министерству экономического развития Республики Крым и Министерству промышленной политики Республики Крым, совместно с Фондом поддержки предпринимательства Крыма и Научно-экспертным советом Морской коллегии при Правительстве РФ предусмотреть в плане работы заседание по вопросам приоритетных путей развития судоремонта в Республике Крым и г. Севастополь.
4. Рекомендовать Научно-экспертного совету Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации рассмотреть возможность разработки Технического регламента и методических указаний по ремонту судов торгового флота. Взять за основу Положение об организации ремонта, переоборудования и модернизации боевых кораблей, вспомогательных судов и базовых плавучих средств ВМФ.
5. Проработать вопрос предоставления налоговых льгот отечественным судовладельцам, которые осуществляют ремонт судов на территории РФ. Рассмотреть возможность льгот при проведении ежегодного освидетельствования судов инспекцией РМРС и РРР.
6. Рекомендовать (ходатайствовать) предприятие АО «Сигнал» (г.Челябинск) для утилизации пиротехнических аварийно-спасательных средств, а также рассмотреть возможность оказания содействия в части усиления политики импортозамещения на рынке аварийно-спасательных пиротехнических изделий, а также внесения в законодательные акты РФ обязательной сертификации импортных изделий Российским морским регистром судоходства (РМРС) и Российским речным регистром судоходства (РРРС).
7. Проработать механизмы и инструменты стимулирования размещения заказов на ремонт и сервисное обслуживание судов на отечественных верфях для повышения конкурентоспособности отечественных судоремонтных предприятий.
Контактная информация:
Эл.почта: CDKZ-RF@mail.ru
Источник: МТПП